Любой водитель мечтает о гладких и ровных дорогах, по которым можно с удовольствием мчаться с ветерком. Отсутствие ухабов и рытвин продлевает жизнь шинам и дает возможность развить хорошую скорость. Чтобы всё было именно так, дорожникам нужно как следует потрудиться над созданием покрытия. А процесс этот достаточно сложный, требующий соблюдения технологии и наличия специального оборудования: бульдозеров, грейдеров и других машин.

Во время подобных работ особенно важными являются две вещи: «правильное» дорожное полотно должно быть плотно утрамбовано и хорошо прикатано. Новые дорожные катки современных моделей позволяют укатать горячий асфальт качественно и быстро. Сегодня выпускаются несколько модификаций этих машин. Общее у них одно: наличие тяжелого ведущего валика, приводимого в движение двигателем. Второй валик задает направление. Катки эти могут быть прицепными, полуприцепными или двигаться своим ходом.

Наиболее эффективными считаются вибромодели, где достаточно одного прохода для отличной и качественной трамбовки покрытия. Объясняется это тем, что один из валиков вибрирует, создавая дополнительную нагрузку на поверхность. Если поверхность валика не традиционно гладкая, а оснащена металлическими кулачками, то сила его воздействия увеличивается до двух метров в глубину. Кулачковые катки прекрасно справляются со своей задачей даже там, где грунт весьма рыхлый и рассыпчатый.

Гладкие валики представляют собой большие цилиндры из металла. Они хорошо пригодны для укладки асфальта. Если этот цилиндр сверху покрыт решеткой, то машина совладает с любым грунтом. Такой решетчатый валик легко разбивает комья земли, в результате чего поверхность становится более плотной. Отметим еще один тип рабочих органов – пневмошинные. Они состоят из нескольких колес и могут одинаково хорошо уплотнять асфальт, гравий, щебенку или грунт. Иногда в одном агрегате комбинируют несколько видов валиков.